Дефекты лакокрасочного покрытия

Специалисты компании Рульман оказывают услуги профессиональной покраски изделий без пыли и брака. 

Отправить ТЗ 

Дефекты лакокрасочных покрытий могут существенно снизить качество и эстетические характеристики окрашенных поверхностей. 

Рассмотрим подробнее такие дефекты, как шагрень, кратеры, мусор, подтеки и опыл, а также их причины и рекомендации по устранению. 

Некачественным (потерявшим изначальные декоративные и защитные характеристики) покрытие получается в двух случаях - когда маляр, осуществляющий работы допускает грубое нарушение технологического процесса, или в том случае, если на краску оказывают постоянное воздействие какие-либо внешние неблагоприятные факторы. 

Дефект №1 - Появление кратеров (углублений) на готовом покрытии

Кратеры — это впадины или углубления (1-2 мм) на поверхности покрытия. Стоит отметить, что глубина кратеров может варьироваться в широких пределах. Иногда на дне кратера виден нижележащий слой.

Причины появления дефекта

Стоит отметить, что существует, по меньшей мере, около 10 различных причин, вызывающих появление кратеров на покрытие. Наиболее частыми являются:

  • Использование несовместимых материалов. Если перед проведением окрашивания требуется уменьшить вязкость эмали, мы рекомендуем применять только указанные в технической документации разбавители. В противном случае возможно нарушение процессов формирования покрытия и последующее образование кратеров.

  • Существенное увеличение толщины системы. Одной из причин, вызывающих образование кратеров, является отступление от рекомендованной производителем толщины покрытия. Стоит отметить, что подобное нарушение технологии далеко не всегда приводит к появлению данного дефекта. Большое значение в этом вопросе играет тип пленкообразующего материала эмали.

  • Недостаточная очистка воздуха (при воздушном окрашивании). При нанесении материала методом пневматического окрашивания крайне важно обеспечить качественную очистку сжатого воздуха. Так, в случае попадания конденсата или масляных соединений на поверхность изделия, избежать появления кратеров не удастся.

  • Наличие в краске или эмали большого количества воздуха. В ряде случаев возникновение данного дефекта связано в первую очередь с присутствием большого количества воздушных пузырьков в составе краски. Эту особенность необходимо учитывать при проведении окрасочных работ.

  • Высокое давление воздуха в окрасочном оборудовании. При нанесении антикоррозионных материалов следует обязательно следить за уровнем давления воздуха в системе. Высокие значения не позволят обеспечить необходимое качество поверхности.

  • Наличие в системе силикона или масла

Как избавиться от данного вида брака?

- Тщательно очищать поверхность от загрязнений перед нанесением.

- Проверить совместимость материалов.

- Если кратеры носят поверхностный характер, используются различные методы шлифования, а также дальнейшее наложение нового слоя эмали.

 

Дефект №2 - Шагрень

Шагрень - это неровная, текстурированная поверхность, напоминающая апельсиновую корку. Поверхность с подобным изъяном характеризуется наличием множества бугорков и наплывов и выглядит крайне не эстетично.

Причины возникновения шагрени

Возникновению "апельсиновой корки" на покрытии способствуют:

  • Неправильно подобранное расстояние между соплом окрасочного пистолета и окрашиваемой деталью (конструкцией)

  • Применение не соответствующего данной эмали разбавителя, либо неправильное соотношение компонентов.

  • Неправильно отрегулированное давление воздуха в окрасочном аппарате. Важно учитывать, что чрезмерно повышенное или, напротив, пониженное давление сжатого воздуха негативно влияет на качество получаемой поверхности, а также приводит к появлению дефекта "апельсиновая корка".

  • Повышенная температура окружающей среды, а также интенсивное движение воздуха. Если окрашивание проводится в условиях повышенных температур, а также чрезмерной вентиляции, то происходит увеличение скорости испарения разбавителя, что в конечном итоге приводит к появлению указанного дефекта.

  • Наличие зон покрытия с различной толщиной. В качестве еще одной причины стоит отметить наличие на изделии зон, с различной толщиной покрытия. 

Как избавиться от данного вида брака?

- Использовать краски с правильной вязкостью и соблюдать пропорции.

- Наносить покрытие при рекомендуемой температуре.

- Для получения качественной поверхности производить окрашивание конструкции максимально равномерно.

Исправить шагрень после окрашивания крайне сложно. Можно лишь сделать ее менее заметной с помощью шлифовки и полировки. 

 

Дефект №3 - Наличие посторонних включений на поверхности покрытия (сорность)

Мусор — это частицы пыли, ворса или других материалов, попадающие на покрытие во время нанесения.

Причины появления мусора на поверхности

- Неправильные условия работы (пыльное или грязное место)

- Наличие на подложке пыли, ворса и других загрязнений

- Присутствие посторонних включений или загрязнений в ЛКМ

- Различные загрязнения рабочей одежды персонала, инструментов

- Всевозможные загрязнения сжатого воздуха, присутствующие в аппаратах пневматического окрашивания

- Засорение различных фильтрующих элементов окрасочных камер

Как избавиться от данного вида брака?

  • Работать в чистом помещении с низким уровнем пыли

  • Использовать фильтры, воздухоочистители 

  • Перед работой тщательно очищать инструменты

  • Предварительная фильтрация лакокрасочного материала, позволяющего избавить эмаль от комочков, а также случайно попавшего мусора

     

Дефект №4 - Опыл

Опыл — это когда на немного подсохшую поверхность, вскользь попадает новая порция краски и засыхая, становится шершаво-матовой (как песок).

Стоит отметить, что в данном случае адгезия между "напыленной краской" и основным слоем оставляет желать лучшего. Кроме того наличие опыла существенно ухудшает внешний вид покрытия.

Основные причины опыла

- Краска (лак) слишком вязки из-за недостатка разбавителя или скорость движения окрасочного пистолета слишком быстрая

- Расстояние от пистолета до окрашиваемой поверхности очень велико или на выходе краскопульта имеет быть слишком большое давление

- Превышение давления воздуха в системе

Как избежать появления опыла?

- Следить за условиями нанесения: температура и влажность должны соответствовать рекомендациям производителя.

- Использовать специальные добавки, которые замедляют испарение растворителей.

- Следить за давлением в системе. 

Опыл можно исправить, отполировав высохшую окрашенную поверхность.

 

Дефект №5 - Подтеки

Подтеки — это стекающие капли краски, которые образуются на вертикальных поверхностях.

Причины появления подтеков

- Нанесение слишком толстого слоя краски

- Неправильная техника нанесения

- Нарушение вязкости ЛКМ

Как избежать появления подтеков

  • Контролировать уровень вязкости эмали перед ее нанесением

  • Использовать метод перекрытия, чтобы избежать избыточного слоя в одном месте

  • Скорость, а главное равномерность движения окрасочного пистолета также оказывают большое влияние на качество получаемой поверхности

  • Справиться с подтеками можно путем смывания и повторного окрашивания.

 

Дефект №6 - Растрескивание покрытия

Растрескивание покрытия является, пожалуй, самым неприятным, и опасным из дефектов. В этом случае отдельная часть, или вся площадь детали покрывается глубокими трещинами, сводящими на нет всю проделанную работу.

Возникновению трещин способствуют такие факторы как:

  • нарушение рекомендуемой производителем толщины покрытия. 

  • Нанесение материала с высокой скоростью высыхания, на не полностью сформировавшийся нижний слой. 

  • Сочетание несовместимых между собой материалов. 

  • Увеличенная вязкость наносимого материала. 

 

Как избежать появления трещин

Перед нанесением составов различного типа, стоит предварительно убедиться в их совместимости.

Использовать достаточное количество разбавителя.